Котара синдром

Оглавление

  1. Дорога к бессмертию
  2. Бессмертие и религия
  3. Философия бессмертия
  4. Бессмертие и наука
  5. История анабиоза
  6. Смерть
  7. Кора головного мозга
  8. Бессмертие и анабиоз
  9. Анабиоз, медицина и биология
  10. Анабиоз и экономика
  11. Анабиоз и закон
  12. Анабиоз в Антарктиде
  13. Техническое обеспечение анабиоза
  14. Бессмертие и вера
  15. Библиотека Ordo Deus
  16. Контактная страница Ordo Deus

Котара синдром

Котара синдром (J. Cotard, французский психиатр, 1840—1887; синонимы: меланхолическая парафрения, меланхолический бред воображения, мегаломеланхолический бред) — один из этапов развития тревожно-ажитированной депрессии, сопровождаемый ипохондрически-депрессивным бредом отрицания и громадности, распространяющимся на моральные и физические свойства индивидуума, разнообразные явления окружающего мира или на все одновременно.

Сочетание психопатологические расстройств, образующих Котара синдром, особенности их возникновения и развития в течение заболевания были впервые описаны Котаром в 80-х годы 19 век В 1892 год на конгрессе французский психиатров в Блуа выделенный Котаром симптомокомплекс психических расстройств был назван синдромом Котара. До середины 20 век основные исследования, специально посвящённые Котара синдром, принадлежали исключительно французский психиатрам. Разработка клиники психозов пожилого возраста, в первую очередь инволюционной меланхолии (смотри полный свод знаний Предстарческие психозы), шизофрении (смотри полный свод знаний), маниакально-депрессивного психоза (смотри полный свод знаний), проводившаяся отечественными психиатрами во 2-й половине 20 в., позволила дополнить учение о Котара синдром новыми фактами. В нем. психиатрии совокупность расстройств, образующих Котара синдром, специально не изучалась. Ряд нем. исследователей обозначают отдельные проявления Котара синдром термином «нигилистический бред».

Среди больных с депрессивными психозами пожилого возраста расстройства, входящие в Котара синдром, отмечены в 10—25% случаев. У женщин Котара синдром встречается значительно чаще, чем у мужчин.

Несмотря на то, что проявления Котара синдром отмечаются при различных нозологический формах, он имеет ряд общих черт как в симптоматологии, так и в особенностях своего развития. При нем всегда можно выявить интенсивные аффективные расстройства, которые характеризуются либо депрессией с выраженной тревогой, либо депрессией со страхом. Обычным нарушением является меланхолическая деперсонализация (смотри полный свод знаний) чаще в форме anaesthesia dolorosa psychica, реже в форме так называемый потери мысленного зрения, когда у больных появляется невозможность представления знакомых лиц, предметов обстановки, событий прошлой жизни, сопровождаемая мучительным ощущением душевной опустошённости. Депрессия при Котара синдром всегда сочетается с ажитацией различных степеней — от простого заламывания пальцев рук до состояний неистового двигательного возбуждения, в том числе и в форме меланхолических раптусов (неистово тоскливое возбуждение с чувством отчаяния). Часто ажитация сопровождается речевым возбуждением, обычно в форме тревожной вербигерации (смотри полный свод знаний Депрессивные синдромы). На высоте двигательного возбуждения могут возникать эпизоды депрессивного субступора или ступора (смотри полный свод знаний Ступорозные состояния). Таким образом, при Котара синдром, как правило, отмечаются различные по своим проявлениям смешанные состояния, являющиеся «предпочтительным аффективным фоном, на котором возникает Котара синдром». Сенсорные расстройства чаще всего представлены вербальными иллюзиями (смотри полный свод знаний), нередко в форме иллюзорного галлюциноза, реже слуховыми галлюцинациями и психическими автоматизмами, в первую очередь идеаторными — ментизм (непроизвольное быстрое течение мыслей, сопровождаемое образными представлениями и чувством смутной тревоги), разматывание воспоминаний, слуховые и зрительные псевдогаллюцинации (смотри полный свод знаний Кандинского—Клерамбо синдром). В отдельных случаях при Котара синдром возникает помрачение сознания, обычно в форме онейроида (смотри полный свод знаний Онейроидный синдром).

На фоне перечисленных расстройств возникает фантастический бред, главными признаками которого являются отрицание и громадность. Отрицания могут быть частичными, касаясь чаще всего моральных, интеллектуальных или физических свойств больного («нет чувств, совести, сострадания, знаний, способности думать; нет желудка, кишечника, лёгких, сердца, мочевого пузыря»), или могут говорить не об отсутствии, а о деструкции внутренних органов («высох мозг, сжались лёгкие, закупорился кишечник»). Идеи отрицания, касающиеся физического «я» обычно определяют как ипохондрически-нигилистический или просто нигилистический бред. В ряде случаев отрицаются личные категории («нет имени, возраста, образования, специальности, семьи, никогда не жил»).

Отрицание может быть генерализованным, распространяясь на различные понятия внешнего мира, которые могут быть мертвы, разрушены, потерять присущие им качества, или отсутствовать вовсе («весь мир мёртв, планета остыла, на ней не растёт ничего, нет никого в мире, нет белых, черных, Европы, Африки, зимы, весны, звёзд, лет, веков»). Больной может считать, что он остался один во всей вселенной, может отрицать существование всего («ничего нет»).

Наряду с бредом отрицания и громадности часто можно выявить фантастический по содержанию бред самообвинения (больные считают себя первопричиной происшедших мировых катаклизмов; приписывают себе невероятные преступления; называют себя извергами, гадинами, чудовищами; соотносят нередко свои поступки с теми, что совершались мифическими или историческими персонажами, называют себя Антихристом, Каином, Иудой, Гитлером; твердят о заслуженных наказаниях, перечисляя порой самые невероятные способы расплаты за содеянное). В ряде случаев фантастический бред самообвинения принимает ретроспективный характер. Одновременно больные могут говорить о предстоящих вечных мучениях или невозможности умереть как вообще, так и в качестве заслуженного возмездия. Невозможность умереть и вечные мучения, по мнению больных, могут осуществиться даже тогда, когда исчезнет их физическое «я» — «тело сожгут, а дух останется навечно — мучиться».

Возможно сочетание идей бессмертия с бредом метаморфозы — превращения в животное, в труп, в металл, дерево или камень. Отличительной чертой бредовых высказываний больных с Котара синдром является наличие в них отчётливых элементов образности и наглядности. Нередко больные сами обращают на это внимание («каждое произнесённое слово разрастается в уме во что-то большое; фантазия превращает факт в целую историю; воображение рисует целые сцены, слово обрастает тысячью слов и возникает картина»). Особенности бреда самообвинения и его словесного выражения и повлекли за собой такие синонимы Котара синдром, как «мегаломеланхолический бред», «меланхолическая парафрения», «меланхолический бред воображения».

Сочетание бреда отрицания и громадности ипохондрически-нигилистического и депрессивного содержания характеризует полный или развёрнутый Котара синдром Если же преобладает какой-нибудь один из этих компонентов, говорят о соответствующих вариантах Котара синдром — нигилистическом или депрессивном. Они встречаются значительно чаще, чем развёрнутый Котара синдром Кроме этих двух вариантов, выделяют виды Котара синдром, основанные как на симптоматологии, так и на особенностях течения Котара синдром Сегла (J. Е. Seglas, 1897) выделял: 1) типичные случаи, то есть такие, при которых имелись все компоненты Котара синдром; 2) стёртые случаи — с отсутствием ряда симптомов, например, идей обречённости на вечные муки, идей бессмертия и так далее; 3) случаи с очень быстрым появлением всех симптомов, образующих Котара синдром; 4) случаи с аналогичным развитием лишь части симптомов; 5) случаи, где симптомы, образующие Котара синдром, возникают в форме эпизодов.

Наиболее характерным стереотипом развития депрессий, в течение которых развивается Котара синдром (вне зависимости от их нозологический принадлежности и особенностей течения — приступообразного или хронического), является следующая последовательность возникновения этапов психических расстройств: этап тревожной депрессии без идеомоторного торможения; этап тревожно-ажитированной депрессии с бредовыми идеями самообвинения, самоунижения, обвинения, меланхолической деперсонализацией, вербальными иллюзиями и другими сенсорными расстройствами; возникновение симптомов, образующих в своей совокупности Котара синдром

Применение электросудорожной терапии (смотри полный свод знаний) и особенно психотропных средств для лечения депрессивных психозов оказало значительное влияние на клинические, проявления Котара синдром Реже стали встречаться развёрнутые его картины, а депрессивный и нигилистический варианты Котара синдром чаще проявляются редуцированной симптоматикой. Больные говорят, например,

о своей необычной вине, но вообще, без каких-либо конкретных фактов, а также без отождествления себя с кем-либо; могут быть мысли о невозможности умереть, но они не сопровождаются убеждённостью в бессмертии и в обречённости на вечные муки. Вместо генерализованных идей отрицания или деструкции внутренних органов чаще встречаются лишь высказывания о нефункционировании желудочно-кишечные тракта или органов дыхания. В некоторых случаях высказывания, характерные для Котара синдром, представляют собой не бред, а фантастического содержания навязчивые явления, с которыми больной пытается бороться. Если до введения методов активной терапии наличие Котара синдром говорило о хронический депрессии, то теперь доминируют случаи, протекающие приступами.

Патогенез. Котара синдром представляет собой сочетание депрессивных и бредовых расстройств, поэтому его патогенез совпадает с патогенезом соответствующих синдромов (смотри полный свод знаний Бред, Депрессивные синдромы). Важным фактором в развитии Котара синдром является пожилой возраст. Однако относящиеся сюда расстройства могут возникать и в среднем возрасте, а отдельные симптомы даже у детей.

Диагноз ставят на основании особенностей клинические, картины. Котара синдром встречается при самых различных психических заболеваниях: в первую очередь при инволюционной меланхолии, шизофрении и маниакально-депрессивном психозе; он описан у больных прогрессивным параличом, в частности после проведения им пиротерапии, при сосудистых и сенильно-атрофических психозах, эпилепсии, эпидемическом энцефалите, острых и протрагированных симптоматических психозах.

Лечение. При развитии Котара синдром в первую очередь показана терапия психотропными средствами. В связи со сложностью клинические, картины лечение психотропными средствами должно быть комбинированным. Из антидепрессантов чаще всего применяют амитриптилин, реже мелипрамин; для купирования речедвигательного возбуждения — аминазин, стелазин; состояние тревоги уменьшается с помощью тизерцина; при наличии сенестопатий хороший эффект даёт применение тералена. В тех случаях, когда отмечается интенсивное речедвигательное возбуждение, сопровождаемое ухудшением соматического состояния, предпочтение следует отдавать электросудорожной терапии.

Прогноз во многом связан с особенностями основного заболевания и применяемыми методами лечения. Появление развёрнутого Котара синдром или выраженных нигилистических бредовых идей в отношении выздоровления прогностически хуже, чем наличие депрессивного варианта Котара синдром Сочетание бреда отрицания и громадности с выраженным речедвигательным возбуждением и онейроидным помрачением сознания у лиц пожилого возраста при недостаточном лечении может привести к смертельному исходу.

Профилактика — своевременное начало активной терапии во всех случаях тревожных депрессий, особенно развивающихся впервые в пожилом возрасте.

Шумский H.Г.

⇐ Перейти на главную страницу сайта

⇑ Вернуться в начало страницы ⇑

Библиотека Ordo Deus ⇒

⇐ Костная киста

⇓ Полный свод знаний. Том первый А. ⇓

Краниоспинальные опухоли ⇒

Все статьи в полном изложении, Вы можете найти в большой медицинской энциклопедии — Главный редактор: академик АН СССР (РАН) и АМН СССР (РАМН) Б.В. Петровский. — Москва издательство «Советская энциклопедия» 1989г.

Внимание! Вы находитесь в библиотеке «Ordo Deus». Все книги в электронном варианте, содержащиеся в библиотеке «Ordo Deus», принадлежат их законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для чтения.

Библиотека «Ordo Deus» не преследует никакой коммерческой выгоды.

Все авторские права сохраняются за правообладателями. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail:
info @ ordodeus. ru
Формы для прямой связи с нами находятся в нижней части страниц: контакты и устав «Ordo Deus», для перехода на эти страницы воспользуйтесь кнопкой контакты вверху страницы или ссылкой в оглавлении сайта.

Вас категорически не устраивает перспектива безвозвратно исчезнуть из этого мира? Вы не желаете закончить свой жизненный путь в виде омерзительной гниющей органической массы пожираемой копошащимися в ней могильными червями? Вы желаете вернувшись в молодость прожить ещё одну жизнь? Начать всё заново? Исправить совершённые ошибки? Осуществить несбывшиеся мечты? Перейдите по ссылке: «главная страница».

© Ordo Deus, 2010. При копировании ссылка на сайт http://www.ordodeus.ru обязательна.