Философия смерти

Оглавление

  1. Дорога к бессмертию
  2. Бессмертие и религия
  3. Философия бессмертия
  4. Бессмертие и наука
  5. История анабиоза
  6. Смерть
  7. Кора головного мозга
  8. Бессмертие и анабиоз
  9. Анабиоз, медицина и биология
  10. Анабиоз и экономика
  11. Анабиоз и закон
  12. Анабиоз в Антарктиде
  13. Техническое обеспечение анабиоза
  14. Бессмертие и вера
  15. Библиотека Ordo Deus
  16. Контактная страница Ordo Deus

Философия смерти

Философия смерти это в той или иной мере вся философия жизни и смерти до середины 20-го века.

Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор.

Франсуа де Ларошфуко.

Для человека, принципиально отличающегося от других живых существ наличием сознания, и поэтому осознающего свою смертность, смерть приобретает социальную значимость, отношение к ней выражается в религиозных учениях, этических нормах, эстетических ценностях, и так далее.

Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества складываются особые социальные нормы, регламентирующие как формы общения с умирающим человеком, так и способы захоронения трупа. Одновременно в мифологии происходит осознание смысла смерти, возникают фантастические идеи о возможной связи живых и умерших, мифы о существовании после смерти. В этом отношении характерен пример древних египтян, которые рассматривали жизнь лишь как этап на пути к загробному существованию, и придавали огромное значение сооружению гробниц (пирамид), разработке методов бальзамирования трупов, и так далее. В культуре многих народов важное место занимали представления, связанные с культом предков, их влиянием на судьбу живых людей, переселением душ после смерти, бессмертием души в потустороннем «загробном» мире.

Развитие античной философии как формы рационального осмысления (в противоположность мифологическому ) наиболее общих проблем человеческого существования позволило более глубоко подойти к пониманию смерти. Показательно, что порой противоположные мнения о существовании души, загробной жизни использовались с одной и той же целью – разумного примирения человека со смертью. Сократ , Платон и Аристотель, пытаясь помочь преодолеть страх перед смертью, отстаивали тезис о бессмертии души. Цицерон, по-своему переосмыслив это учение, убеждал, что умершие «живы и притом живут той жизнью, которая одна только и заслуживает названия жизни». Эпикур и Лукреций пытались освободить человека от страха смерти, доказывая что: «душа гибнет вместе с телом, поэтому человек не воспринимает смерть как таковую и, следовательно, ее не нужно страшиться».

Христианская религия, ислам и иудаизм, как и другие мировые религии, провозглашая веру в загробную жизнь ( воскрешение ), в определенной степени освобождает человека от страха смерти, замещая его страхом перед наказанием (карой) за совершенные при жизни грехи. Подобный подход к пониманию смерти содержит в себе основание для моральной оценки поступков человека, различения добра и зла, воспитывает чувство ответственности перед лицом смерти за совершенные поступки. Девиз античных философов стоиков («Помни о смерти!») выступает важным побудительным стимулом нравственного поведения в этике этих ( авраамических) религий, влияние которых не ослабевает и в современном мире.

В противоположность религиозному пониманию смерти уже в средние века, и особенно начиная с эпохи Возрождения, развивались материалистические тенденции, существенно подрывавшие религиозные догматы о смерти и бессмертии человека, о возможности его воскрешения и жизни после смерти. Особую роль в этом процессе сыграло развитие естествознания, в том числе биологии и медицины. Механистический материализм эпохи Возрождения и Нового времени с его отрицанием идеи бессмертия души и нравственной значимости смерти. В итоге приводил и к отрицанию нравственной сущности человеческой жизни. Что, в конечном счете, формировало представление о вседозволенности и оправданию поведения, основанного на принципе «после нас хоть потоп».

Противоречия религиозного, Божественного, сверхчувственного, метафизического (как идеалистического, так и материалистического) понимания смерти, отчетливо проявляющиеся в решении вопроса о существовании Бога и бессмертии души, были детально проанализированы Иммануилом Кантом. Он показал противоречивость всех разработанных религиозными богословами рациональных доказательств существования Бога и представлений о бессмертии души, воскрешении, каре за грехи, и так далее. Вместе с тем, Кант считал необходимым для каждого вести себя таким образом, как будто нас безусловно ожидает иная жизнь, и при вступлении в нее важное значение будет иметь моральное состояние, в соответствии с которым мы закончим жизнь нынешнюю. Такое акцентирование на моральной стороне проблемы смерти и бессмертия человека, прямо или косвенно противопоставляемое ортодоксальным религиозным подходам, получило широкое распространение в философии 19 – 20 веков.

В резком противопоставлении рационалистическому подходу (как материалистическому, так и идеалистическому) к пониманию смерти сформировались иррационалистические представления о жизни и смерти человека.

Лейтмотивом этих представлений стал пессимистический вывод, что жизнь есть бесконечное повторение того, чему лучше было бы вовсе не быть, что цель ее не в счастье, а в страдании а, следовательно, смерть оказывается главной ее истиной, по крайней мере, для человека, способного предвидеть и ожидать ее. Жизнь, с этой точки зрения, бессмысленна. Подобные взгляды характерны для одного из самых модных философских течений 20 века – экзистенциализма.

В основе диалектико-материалистического понимания проблемы смерти лежит представление о социальной сущности человека как индивида и личности, о его связи с обществом и человечеством в целом. В контексте этой связи утверждается значимость и неповторимость каждой отдельной человеческой жизни, но вместе с тем не отрицается острый трагизм личного соприкосновения со смертью, – трагизм, не устраняемый философией, даже самой оптимистической.

Смертность человека, неповторимость его личности налагают на него особую нравственную ответственность, в основе которой лежит не страх перед наказанием за грехи в загробном мире, а, прежде всего, ответственность перед собственной совестью. От того, в какой степени дела человека соответствуют общественным нормам, зависит необходимое для каждой нравственно развитой личности ощущение целесообразности, значимости для других его существования, а, следовательно, осмысленности и оправданности его жизни для самого себя.

Осознание конечности, неповторимости бытия каждого человека – источник чувства ответственности, как за жизнь другого человека, так и за свою собственную жизнь. Современная наука не дает оснований для надежд на преодоление смерти. В этой связи решение проблемы продления человеческой жизни должно рассматриваться как важная научная и социальная цель. Причем важна не сама по себе длительность существования, но именно социальная продолжительность жизни, в которой условия жизни и ее общественная ценность играют определяющую роль.

Процесс старения человека может быть физиологическим, когда оно происходит естественно, по мере расходования резервов человеческого организма. Но зачастую старение является патологическим в результате влияния разнообразных отрицательных факторов, ускоряющих естественные процессы старения. Поэтому первой и основной является задача сведения к минимуму причин, приводящих к патологическому старению. Эта задача совпадает с более общими социальными задачами по такому переустройству общества, которое обеспечивало бы человеку достойные условия существования.

Право на здоровье является в социальном плане исходным в утверждении права на жизнь, тем более долгую, чем более эффективно реализуются все биологические резервы человека. Необходимость продления жизни представляет собой не только важную общественную, но и личную задачу каждого человека. Что бы ни обещала наука (в частности, макробиотика – учение о продлении жизни) сегодня и в будущем, всегда остается в силе высказывание римского философа Сенеки: «лучший способ увеличения продолжительности жизни – это не укорачивать ее». С этим смыкается закономерность, подмеченная Кантом, что дольше всех живут люди, не заботящиеся о продлении жизни, но ведущие разумный образ жизни, дабы не сокращать каким-либо неосторожным вмешательством целесообразно организованную жизнедеятельность организма. Кроме соблюдения общегигиенических правил, должного уровня двигательной и психической активности, значительное влияние на продолжительность человеческой жизни оказывают личностные установки, включая понимание смысла жизни, ее цели, состояние духа человека.

Феномен смерти не обессмысливает жизнь, он подчеркивает ценность, смысл и сущность человеческой жизни, освещенной светом разума. Именно в сфере разума и гуманности в наивысшей степени проявляются сущность человека и его перспективы.

Одно из современных направлений философии смерти разрабатывается Российским философом сотрудником Института философии РАН. Л.Г. Антипенко суть его работ заключается в том, что человеческий организм четырёхмерная пространственно-временная структура. Для того чтобы «тонкая субстанция» времени начала течь вспять, человек должен пройти предельную ( сингулярную) точку на мировой линии. Бессмертие по Антипенко это «воскресение после ухода из этого эмпирического мира».

Познакомиться более подробно с воззрениями Леонида Григорьевича Антипенко на проблему обретения бессмертия через смерть, Вы можете в предоставленном им автореферате, размещённом в каталоге труды наших авторов.

Так религия и философия пытаются примирить нас со смертью, и только единицы отваживаются сказать вслух, не страшась осуждения и насмешек:

«Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить – только жить! Экая, правда! Господи, какая, правда! Подлец человек!.. И подлец тот, кто его за это подлецом называет».

Федор Михайлович Достоевский.

⇐ Перейти на главную страницу сайта

⇑ Вернуться в начало страницы ⇑

Библиотека Ordo Deus ⇒

⇐ Смерть

⇓ Каталог систематический ⇓

Танатология ⇒

Вас категорически не устраивает перспектива безвозвратно исчезнуть из этого мира? Вы пытаетесь найти ответ на вопрос как победить смерть? То, что Вам нужно, Вы найдете, щёлкнув по ссылке: «главная страница».

© Ordo Deus, 2010. При копировании ссылка на сайт http://www.ordodeus.ru обязательна.