Бессмертие в Индуизме
Бессмертие в Индуизме
отличается от западных религий тем, что это непрерывная череда реинкарнаций считающихся традиционно не благом, а злом.
В различных культах
индуизма достижение
бессмертия требует значительных усилий самого верующего в овладении техникой
медитации и ведении
аскетического образа жизни. Но в культах поклонения
Вишну и
Шиве, личная преданность и почитание божества считается основным условием для получения божественной помощи в обретении
бессмертия.
Кришнаиты считают что, существование души никогда не начинается и никогда не прекращается, она есть всегда, и всегда та же самая. Время не затрагивает ее.
Переселение душ является одним из основных понятий
индуизма. Также как в философских системах других индийских религий, круговорот рождения и смерти принимается как естественный феномен природы. В индуизме,
авидья или невежество индивидуума о своей истиной духовной природе ведёт его к отождествлению с бренным телом и материей, отождествление, которое поддерживает в нём желание оставаться в круговороте кармы и перевоплощений.
Переселение душ впервые упоминается в
Ведах — древнейших священных писаниях индуизма.
В
«Бхагавад-гите», в которой, по мнению большинства индуистов отражена основная суть философии индуизма и основной смысл
Вед, говорится: «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные».
В
«Яджур-веде» говорится: «О учёная и терпимая душа, после странствий в водах и растениях личность попадает в утробу матери и рождается вновь и вновь. О душа, ты рождаешься в теле растений, деревьев, во всем, что сотворено и одушевлено, и в воде. О душа, сверкающая подобно солнцу, после кремации, смешавшись с огнем и землей для нового рождения и найдя прибежище в материнском чреве, ты рождаешься вновь. О душа, достигая чрева вновь и вновь, ты безмятежно покоишься в материнском теле как ребёнок, спящий на руках у матери».
В
Ведах говорится, что индивидуальное живое существо пребывает в двух материальных телах — грубом и тонком. Эти тела функционируют и развиваются только благодаря присутствию в них души. Тела являются временными оболочками вечной души; у них есть начало и конец, и они постоянно контролируются суровыми законами природы, которые, в свою очередь, действуют под строгим присмотром Бога. Когда грубое тело изнашивается и становится непригодным, душа покидает его в тонком теле. Этот процесс называют смертью. Тонкое тело, которое сопровождает душу в промежутке между смертью и следующим рождением, содержит в себе все мысли и желания живого существа, и именно они определяют, в какой тип грубого тела живое существо вселится в грядущем воплощении. Так по закону
кармы и под живое существо входит в тело, соответствующее его складу ума. Эту перемену называют рождением.
Согласно индуизму душа умершего человека последовательно проходя длинный ряд пребывания в адских или райских сферах бытия, перевоплощения в тела различных живых существ, в конце концов сливается с
Брахманом обретая вечное блаженное
бессмертие.
Понятия ада и рая в индуистской литературе описывают бесчисленные райские и адские сферы бытия, где души умерших вознаграждаются или наказываются в зависимости от совершённых ими благих или греховных поступков. Души, попавшие в адские сферы бытия, могут быть вызволены оттуда в их последнем её воплощении. Вызволение греховных душ из адских сфер бытия возможно за счёт жертвоприношений, которые должны быть принесены богам их детьми и внуками. Проведя в райских или адских сферах бытия определённое время, души проходит сквозь различные материальные элементы (землю, воду, воздух, огонь,
эфир и т.д.) и, наконец, заново рождаются в одном из 8 400 000 видов тел, заполняющих вселенную, получая, таким образом, новую возможность достичь самоосознания.
После прохождения адских или райских сфер бытия душа человека переходит в новое рождающееся тело, которое определяется деяниями этого человека в течение его жизни. Новое тело может быть телом любого живого существа в зависимости от добродетельности или греховности прожитой жизни (добродетельный человек может возродиться в теле нового человека, а греховный в теле ядовитой змеи).
|