Бессмертие в Зороастризме
Бессмертие в Зороастризме человек обретает на земле, а не в загробном мире.
Согласно
Гатам древнейшей части
Авесты, изложенной самим
Заратуcтрой главная цель, к которой должен стремиться человек в своей жизни это не жажда богатства и военных побед, а достижение
бессмертия. Причём истинное
бессмертие Заратуштры это не пребывание в загробном мире, а вечная жизнь на Земле. Пребывание же в аду или раю всего лишь временное, хотя и длительное ожидание физического воскрешения.
Символом того что главной целью жизни любого зороастрийца является достижение личного
бессмертия на земле становится приготовляемый в процессе чтения молитв напиток хаома из смеси отжатого сока
эфедры, воды и молока, часть которого возливают на огонь, а часть в конце службы дают на «причащение» мирянам. Этот напиток символизирует чудодейственное питиё, которое в будущем даст выпить воскресшим людям
Ахурамазда, после чего они обретут истинное
бессмертие.
Зороастрийцы не испытывают к трупу покойного никакого почтения. По представлениям зороастрийцев труп это не человек, а оскверняющая материя, символ временной победы
Ангхроманью в земном мире. Истинный человек это его душа, но не физическое тело.
Зороастризм обещает
бессмертие всем без исключения. Все умершие независимо от того находятся они в раю или аду будут воскрешены
Ахурамаздой, в их прежних телах, которые воссоздадутся из элементов природы.
Если добрые дела человека, хотя бы на волосок перевесили злые дела, язаты ведут душу этого человека в рай. Заратуштра называет рай наилучшим существованием. Зороастрийский рай имеет три предварительных ступени: благие мысли, благие слова и благие деяния и высшую ступень дом песни и бесконечного сияния, ступень, где пребывает сам Ахурамазда. Избравших праведный путь в жизни ждёт райское блаженство в ожидании истинного воскрешения на земле.
В рай ведёт мост
Чинвад нависающий над адской пропастью. Для праведников он становится широким и удобным, перед грешниками он обращается в острейшее лезвие, с которого они проваливаются в ад.
Если жизни человека перевесили злые дела, душу уносит в ад
дэв смерти
Визареша.
Ад именуется дурным существованием. Симметрично раю ад также имеет три ступени: дурные мысли, дурные слова, дурные деяния и средоточие ада дом лжи где пребывает сам
Ангхроманью. Избравших путь лжи в ожидании физического воскрешения ждут мучения ада.
После окончательной победы армии
Ахурамазды над силами зла и смерти во главе с
Ангхроманью наступит конец времен. Земля столкнётся с гигантским метеоритом, вся поверхность планеты расплавится и будет затоплена жидким металлом.
В конце времён, все мёртвые — праведники и грешники — воскреснут для очищения огнём. Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла, в котором сгорят остатки зла и несовершенства. Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечестивые испытают муки соответствующие их грехам. После последнего великого очищения мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.
После этого очищения все люди обретут физическое
бессмертие, а всё что разрушено метеоритом будет восстановлено
Ахурамаздой.
|