Бессмертие в Даосизме
Бессмертие в Даосизме
это прежде всего
бессмертие тела.
Отличительной чертой
даосизма является представление о возможности достижения человеком физического
бессмертия при жизни, а не после смерти как в других религиях. О бессмертии говорится ещё в трактатах
Лао-Цзы.
Даосы полагают, что душа не может существовать без телесной оболочки лишь
бессмертие тела согласно учению
дао может обеспечить продолжение бытия личности. Рецепты достижения
бессмертия создавались на протяжении многих веков.
Главный постулат Даосизма жизнь есть безусловное благо величайшее среди всех благ смерть есть величайшее зло, которое надо преодолеть.
Поиски эликсира
бессмертия финансировали китайские императоры и князья так император
Цинь Шихуанди в 219г. до н.э. снарядил морскую экспедицию к островам Восточного моря за рецептом якобы найденного там эликсира
бессмертия.
Даоские
алхимики занимались поисками лекарственных препаратов, которые бы остановили старение и смогли бы вернуть молодость и здоровье. Наибольшую ценность, по их мнению, для приготовления эликсиров составляли минералы. Приготовление эликсиров было популярным вплоть до IX в. н.э. эликсиры в основном готовились для императоров, которые вследствие их применения умирали от отравления, современный анализ останков показывает наличие в костях многих китайских императоров
мышьяка,
ртути и других ядовитых веществ. В китайских летописях упоминается, что в IX в. четыре императора династии
Тан преждевременно скончались именно из-за употребления даосских эликсиров.
После столетий безуспешных поисков эликсира
бессмертия даоские мудрецы пришли к убеждению, что создать его им не под силу.
В V — IX веках даосы стали разрабатывать использование естественных возможностей организма человека доведённых до крайних стадий.
Бессмертие в этом контексте якобы могло быть достигнуто за счёт определённых процессов в организме, которые можно развить специальными упражнениями и медитациями.
Важным элементом достижения
бессмертия были физические и дыхательные упражнения, начиная от невинных движений и поз (позы тигра, оленя, аиста, черепахи) до инструкций по общению между полами. В комплекс этих упражнений входило постукивание зубами, потирание висков, взъерошивание волос, а также умение владеть своим дыханием, задерживать его, превращать его в едва заметное.
Большое значение даосская теория достижения бессмертия придавала моральным факторам. Добродетельным поступкам, демонстрации высоких моральных качеств. Чтобы стать
бессмертным, кандидат должен был совершить не менее 1200 добродетельных акций, при этом даже один безнравственный поступок сводил все на нет.
Поиски
бессмертия, этой конечной цели даосизма, требовали от человека немалых жертв, заставляя его мобилизовать всю свою волю и выдержку, все способности и терпение. Практически тот, кто посвятил свою жизнь этому делу, должен был целеустремленно двигаться только к одной великой цели к личному
бессмертию.
Прежде всего, даосы предлагали ограничение в еде – путь, до предела изученный индийскими аскетами-отшельниками. Кандидат в
бессмертные должен был отказаться вначале от мяса и вина, потом вообще от любой грубой и пряной пищи, затем от овощей и зерна, которые все же укрепляют материальное начало в организме. Постепенно удлиняя перерывы между приемами пищи, следовало научиться обходиться совсем немногим – легкими фруктовыми суфле, пилюлями и микстурами из орехов, корицы, ревеня и т.п. и, в конечном счете, следовало также научиться утолять голод с помощью собственной слюны.
К 13 веку даосизм всё больше сближается в понимании
бессмертия с
буддизмом.
Понятие о
бессмертии стало интерпретироваться как переход в иные реальности с другими жизненными циклами и другим течением времени, цели сохранения своего тела поменялись на цели духовного саморазвития. Более поздние школы даосизма делали основной упор уже на
медитациях, подобных буддийским.
|