Оглавление
-
Дорога к бессмертию
-
Бессмертие и религия
-
Философия бессмертия
-
Бессмертие и наука
-
История анабиоза
-
Смерть
-
Кора головного мозга
-
Бессмертие и анабиоз
-
Анабиоз, медицина и биология
-
Анабиоз и экономика
-
Анабиоз и закон
-
Анабиоз в Антарктиде
-
Техническое обеспечение анабиоза
-
Бессмертие и вера
-
Библиотека Ordo Deus
-
Контактная страница Ordo Deus
|
Барка
Барка общее название сплавных плоскодонных судов для клади; речное грузовое судно грубой постройки, на деревяный гвоздях, идущее одну нижнюю путину, по воде, а затем в ломку. Переводчики наши ошибочно называемый баркою и ботом гребное судно; это лодка, шлюпка, катер баркас и прочее.
Длина барок 8 — 20 саженей, а в разных местностях даны им и разные названия: ваты (баты?), веляны, гусянки. струга, коломенки, межеумки, вайдаки, верлинки, мокгианы, унженки, велозерки и прочее; много еще названий судов, средних между барками, или сплавными, и ходовыми, но все эти суда вытесняются ныне пароходными баржами, подчалками. Образцом барки может служить, по вышневолоцкому сообщению, велозерка: длинна 14 саженей, ширина 6 1/3, вышина 10 четвертей, подымает до 10 тысяч пудов Самые большие барки веляны, по Волге, ходят только в полноводье, сидят до 5 аршин и подымают до 150 тысяч пудов, снасти мочальныя, сколотни деревянные, ни одного гвоздя, ни железка.
При стройке, наперед всего под обвод барки или расшивы ставят клетки, городки или гувашй, обрубки, сложенные костром, клеткой, поперек на них кладут лежни; или клади, с подкладкою под концы их головников; на клади ложится вдоль барки лыжна, или матица, средний брус днища; на концах лыжны по клопу (копани, кокоре), а к ним кормовой и носовой пни, затем плотят днище, швы которого называемый заморкоми, и ставят боковые копани, приставляя к хвостам их по борту вавки и накурки; все это снаружи обносится рыбинами, а днище по ребру опоясывается уторами. По окончании выставки, или набора, по бортам идет наводка, овшйвка или ошва, толстый пояс которой по осадке, огрузке, называемый бот (взято с флотского); против верхних поясьев ошвы, или регутов, снутри два клямсовые или подтельные пояса; на них поперек барки челвучинник, чевблки, а по самому борту сверху пятивершковые брусья, корги; против осадки снутри два пояса, нутреной вот; на копани по днищу кладутся в три ряда 7 — 8-вершковые брусья, киретнй или кирени, а на воротах (заворотах, погибах) два ряда 4 — 5-вершковых, это воротовые поясья. Борты снутри еще крепятся косовыми врусьями, они же реверсы и диагонали, накось от кромки борта до днища. Во всю длину барки посредине под палубу или крышу кладется конь, а с боков по одному подконьку, и настилается тесовая палуба, одинакая или с подметом, двойная; кони подперты подставками, стоящими на киренях. На плечах судна четыре кнёка (флоте, кнехт), или вавки, а против них посредине такие же четыре ухвата попарно, для укрепы шеймы, каната; ближе к носу свешены сокблины, отхожие места, будки; подле них, к средине, высунутые за борт для подъема якоря, кобылы. Руль, кормило, если судно управляется не потесями, сплачивается из трех стоячих брусьев: ближайший к пню, дубовый, сапог, задние два — чертенята; сверху гува, флоте. румпель, рычаг для управления. Полозья, по которым судно слетает с клеток, слизки: клетки из-под него выбиваются, когда подобьются под него подставки, из которых передняя, сокол, которая вся держит на себе упор, вышибается тараном и барсом. При закладке, когда кормовой и носовой пни поставлены, строитель кричить: Молись Богу, православные! При спуске молятся, когда берутся за барс; при выходе судна в путину, хозяин или водолив кричит: С коня долой, православные (к борту), молись Богу! Баркою управляют потесями (вавайка, лопатйна, слопец навес, южное стернб), кормовою, носовою, а иногда еще и боковыми (до четырех, по плечам); это огромные вёсла, с пальцами, рукоятками на вальке. Парус на барке, коли есть, один нередко рогожный, иначе нет и мачты. На простых барках нет и косовых брусьев и прочее.
|