Отзываться на чужую боль
Раздумья старого врача
Врач. Испокон веку слово это было святым. Высоко ценили люди врача, ибо он целиком отдавал себя служению им. Древний девиз врача: "Светя другим - сгораю" подкреплялся Клятвой Гиппократа - "именем богов честно исполнять свои обязанности". Во все времена врач был олицетворением милосердия.
Стоит вспомнить, что медицинские сёстры именовались когда-то "сёстрами милосердия". Само понятие "милосердие", а об этом стоит помнить, означает: доброе отношение, сочувствие чужому горю, несчастью, сострадание. И всё это не на словах, а на деле. Святом деле помощи страждущему.
Любой человек, справедливо писал Даниил Гранин, рождается со способностью отзываться на чужую боль, но если это чувство не использовать, оно ослабевает, постепенно атрофируется. Были времена, когда став врачом (непременно по велению сердца) человек был и оставался милосердным, чутким, доступным (в любое время дня и ночи). Именно эти качества вызывали преклонение перед врачами. Олицетворением милосердия, бескорыстия, порядочности были российские земские врачи.
Рассказывал мне отец, старый врач, что ни один земский врач не мог позволить себе взять деньги за визит у больного-бедняка. Бывало не только денег не возьмёт, а еще и, соблюдая при этом деликатность, оставит какую-то сумму на лекарства из своего кармана. Так поступали эти, с точки зрения наших современников - "чудаки", в старину. А потом всё стало меняться в отношениях между больными и врачами. Появилось некое отчуждение.
Были мрачные времена, когда многим лучшим из врачей приписывалась даже роль "отравителей". Рушилась и продолжает рушиться связь между людьми в целом. Причём не только в результате крутых изменений социально-экономических отношений, но и за счёт сознательного отказа от милосердия, как устаревшего понятия - "пережитка прошлого". "Человек человеку друг, товарищ и брат" - лозунг остававшийся невостребованным.
Я был воспитан, увы, в атеистических традициях. Но преклоняюсь перед религией за то, что милосердие является для неё одним из краеугольных принципов. Должно быть понятно, что без милосердия, овладевшего как говорилось, умами масс, не может быть гуманного общества. И пользуясь, опять таки, старыми терминами - в первых рядах милосердных граждан хотелось бы видеть именно медиков - представителей самой гуманной на Земле профессии. Но где уж говорить о гуманизме, если возможность получить ДОЛЖНУЮ медицинскую помощь стала зависеть от толщины кошелька больного.
И может ли быть уважаем врач который на ночь молится не за выздоровление своих пациентов, а лишь о росте своих доходов. Девальвация денег - это плохо. Но куда хуже девальвация человеческих, моральных ценностей, способная с легкостью, дойти, а нередко и доходящая до обесценивания самой человеческой жизни.
Не видя от врача сочувствия, милосердия, неподдельной чуткости, больной теряет веру в медицину, веру в конкретного врача. А ведь вера во врача - половина успеха лечения.
Отчуждение между медиками и больными ловко используют различного рода "целители". Не имея представления о человеческом организме, не будучи способными поставить диагноз, не используя высокие возможности современной медицины, они хорошо ориентируются в человеческих слабостях. Они знают пути к сознанию больного, стараются и УМЕЮТ завоевать его доверие. Способны заставить его поверить в чудеса.
Вот и срабатывает то, чего порой не хватает при обращении к врачам - вера в успех лечения (у целителей "лечение" надо брать в кавычки). Срабатывает психологический фактор, больному становится на время легче, но выздоровление не наступает. Ибо известно, что для выздоровления важно устранить причину заболевания. А она для "целителя" - загадка, которую ему не разрешить. "Образование" не позволяет.
|