Отзываться на чужую боль

Оглавление

  1. Дорога к бессмертию
  2. Бессмертие и религия
  3. Философия бессмертия
  4. Бессмертие и наука
  5. История анабиоза
  6. Смерть
  7. Кора головного мозга
  8. Бессмертие и анабиоз
  9. Анабиоз, медицина и биология
  10. Анабиоз и экономика
  11. Анабиоз и закон
  12. Анабиоз в Антарктиде
  13. Техническое обеспечение анабиоза
  14. Бессмертие и вера
  15. Библиотека Ordo Deus
  16. Контактная страница Ordo Deus

Отзываться на чужую боль

Раздумья старого врача

Герчиков Илья Лазаревич

Врач. Испокон веку слово это было святым. Высоко ценили люди врача, ибо он целиком отдавал себя служению им. Древний девиз врача: "Светя другим - сгораю" подкреплялся Клятвой Гиппократа - "именем богов честно исполнять свои обязанности". Во все времена врач был олицетворением милосердия.



Стоит вспомнить, что медицинские сёстры именовались когда-то "сёстрами милосердия". Само понятие "милосердие", а об этом стоит помнить, означает: доброе отношение, сочувствие чужому горю, несчастью, сострадание. И всё это не на словах, а на деле. Святом деле помощи страждущему.

Любой человек, справедливо писал Даниил Гранин, рождается со способностью отзываться на чужую боль, но если это чувство не использовать, оно ослабевает, постепенно атрофируется. Были времена, когда став врачом (непременно по велению сердца) человек был и оставался милосердным, чутким, доступным (в любое время дня и ночи). Именно эти качества вызывали преклонение перед врачами. Олицетворением милосердия, бескорыстия, порядочности были российские земские врачи.

Рассказывал мне отец, старый врач, что ни один земский врач не мог позволить себе взять деньги за визит у больного-бедняка. Бывало не только денег не возьмёт, а еще и, соблюдая при этом деликатность, оставит какую-то сумму на лекарства из своего кармана. Так поступали эти, с точки зрения наших современников - "чудаки", в старину. А потом всё стало меняться в отношениях между больными и врачами. Появилось некое отчуждение.

Были мрачные времена, когда многим лучшим из врачей приписывалась даже роль "отравителей". Рушилась и продолжает рушиться связь между людьми в целом. Причём не только в результате крутых изменений социально-экономических отношений, но и за счёт сознательного отказа от милосердия, как устаревшего понятия - "пережитка прошлого". "Человек человеку друг, товарищ и брат" - лозунг остававшийся невостребованным.

Я был воспитан, увы, в атеистических традициях. Но преклоняюсь перед религией за то, что милосердие является для неё одним из краеугольных принципов. Должно быть понятно, что без милосердия, овладевшего как говорилось, умами масс, не может быть гуманного общества. И пользуясь, опять таки, старыми терминами - в первых рядах милосердных граждан хотелось бы видеть именно медиков - представителей самой гуманной на Земле профессии. Но где уж говорить о гуманизме, если возможность получить ДОЛЖНУЮ медицинскую помощь стала зависеть от толщины кошелька больного.

И может ли быть уважаем врач который на ночь молится не за выздоровление своих пациентов, а лишь о росте своих доходов. Девальвация денег - это плохо. Но куда хуже девальвация человеческих, моральных ценностей, способная с легкостью, дойти, а нередко и доходящая до обесценивания самой человеческой жизни.

Не видя от врача сочувствия, милосердия, неподдельной чуткости, больной теряет веру в медицину, веру в конкретного врача. А ведь вера во врача - половина успеха лечения.

Отчуждение между медиками и больными ловко используют различного рода "целители". Не имея представления о человеческом организме, не будучи способными поставить диагноз, не используя высокие возможности современной медицины, они хорошо ориентируются в человеческих слабостях. Они знают пути к сознанию больного, стараются и УМЕЮТ завоевать его доверие. Способны заставить его поверить в чудеса.

Вот и срабатывает то, чего порой не хватает при обращении к врачам - вера в успех лечения (у целителей "лечение" надо брать в кавычки). Срабатывает психологический фактор, больному становится на время легче, но выздоровление не наступает. Ибо известно, что для выздоровления важно устранить причину заболевания. А она для "целителя" - загадка, которую ему не разрешить. "Образование" не позволяет.



Чем можно объяснить наблюдаемую дегуманизацию медицины? Разумеется и причинами социально-экономическими. Сюда следует отнести и недостаточное финансирование здравоохранения и, явно не соответствующую нормальной, оплату труда медиков. Есть и целый ряд других причин. Упомяну наиболее очевидные. Это заметное снижение качества образования будущего врача и его неотъемлемой части - этического его воспитания. Не случайно Гиппократ клялся: "Считать научившего меня врачебному ИСКУССТВУ наравне с моими родителями". Не могу не вспомнить наших учителей - старых профессоров, классиков медицины, передававшим нам не только свои знания и мастерство, но старавшихся личным примером привить гуманизм, чуткое отношение к больным. Другая, неожиданно возникшая причина - рационализация, прагматизация медицины, потеря способности видеть в больном не расстроившийся механизм, а человеческую личность, с её безбрежным и индивидуальным внутренним миром. Подчас забывается важный постулат - "лечить не болезнь, а больного".

Ранее в программе обучения врача серьезное внимание уделялось ДЕОНТОЛОГИИ - научно обоснованному своду правил взаимоотношения врача и больного, правил ЭТИКИ. А техническая революция, в необходимости которой никто не сомневается. Она жизненно необходима! Но она не должна вставать между врачом и больным, заслонять больного ЧЕЛОВЕКА от врача.

Врач становится приставкой к компьютеру. Сочетать же технизацию с чутким отношением к больному, увы, не всё считают даже необходимым. Врач, медик - продукт конкретного общества. И если мы стремимся к совершенствованию отношений между людьми, потребуется взаимное движение навстречу друг другу, независимо от материального положения, возраста, национальности. И взаимное уважение, которое надо заслужить.

Общество должно повернуться лицом к медицине и медикам. В частности, надо снять с медика тяжкие заботы о хлебе насущном, оставив ему одну, священную заботу - о здоровье людей.

Илья Герчиков

⇐ Перейти на главную страницу сайта

⇑ Вернуться в начало страницы ⇑

Библиотека Ordo Deus ⇒

⇐ Илья Герчиков Морализмы-здравоохранизмы

⇓ Каталог систематический ⇓

Герчиков Илья Лазаревич ⇒


Вас категорически не устраивает перспектива безвозвратно исчезнуть из этого мира? Вы пытаетесь найти ответ на вопрос как победить смерть? То, что Вам нужно, Вы найдете, щёлкнув по ссылке: «главная страница».

© Ordo Deus, 2010. При копировании ссылка на сайт http://www.ordodeus.ru обязательна.