Сапфо
 |
Родилась ~ 630 – 620гг. до н.э. Умерла ~ 572г. до н.э. |
Сапфо Митиленская — первая в истории литературы древнегреческая лирическая поэтесса.
Сапфо дочь Скамандронима и Клейсы – родилась в Митиленах на острове Лесбос. В шесть лет после смерти отца мать отдала ее в школу гетер, где она обучалась пению и танцам. Уже в юном возрасте Сапфо писала оды, гимны, элегии, праздничные и застольные песни. По свидетельству современников, Сапфо была небольшого роста, очень смуглая, с живыми блестящими глазами и длинными темными локонами вдоль щек.
Примерно в 17-летнем возрасте Сапфо пришлось бежать с острова в Сицилию, из-за волнений, направленных против тирана Питтакии и богатых аристократов. И только в 595, когда Сапфо было за тридцать, она смогла возвратиться на Лесбос и поселиться по-прежнему в городе Митилены.
Сапфо вышла замуж и родила дочку Клейсу, которой посвятила цикл стихов. После смерти мужа и дочери, поэтесса всецело отдалась воспеванию лесбийских девушек и женщин их красоты, нежности, умения сопереживать, сочувствовать, и отдаваться. По словам Лукиана, Сапфо ничего «не изобрела», а лишь стала яркой выразительницей подобной страсти.
Сапфо стояла во главе фиаса культового объединения посвящённого Афродите, слушательницами которой были молодые знатные девушки. Их Сапфо обучала музыке, танцам и стихосложению на эеолийском диалекте. Помещение, где встречались женщины, сама Сапфо именовала «домом служительниц Муз».
Поэзия Сапфо заслужила признание и поклонение еще в древности. Так, Солон, услышав на пиру одно из стихотворений Сапфо, выучил его наизусть, сказав, что не желал бы умереть, не зная его на память. Сократ называет ее наставницей в вопросах любви; Платон, десятой музой. Страбон называя Сапфо чудом утверждает, что напрасно будет искать во всем ходе истории женщину, которая могла бы выдержать, хотя приблизительно, сравнение с Сапфо в поэзии. Для Дионисия Галикарнасского Сапфо главная представительница мелодического стиля. Деметрий Магна говорит что стихи Сапфо полны любви и весны. Поэзия Сапфо оказала большое влияние на Катула, певца нежных чувств и страстей, родственного Сапфо по духу, и на Горация, выразителя форм греческой лирики в римской литературе.
Из всего массива творчества Сапфо дошло лишь несколько целых стихотворений и множество фрагментов, тем не менее, поэтесса подарила истории литературы особый тип чередования ударных и безударных слогов, именуемый «сапфической строкой»:
На русском языке произведения Сапфо представлены наиболее полно в переводах русского писателя В.В.Вересаева.
|