Августин Блаженный Аврелий
|
Святой Августин Блаженный Аврелий Фрагмент алтарной фрески С. Боттичелли в церкви всех святых (Оньисанти) во Флоренции. 1480г. Родился – 13.11.354г. Умер – 28.08.430г. |
Августин Аврелий Блаженный – (родился 13.11.354г. Тагаста, северная Африка, ныне город Сук-Ахрас, Алжир – умер 28.08.430г., Гиппон, северная Африка), епископ Гиппонский (Иппонский, Иппонийский), христианский богослов и философ, отец Церкви, крупнейший представитель латинской патристики.
Жизнь. — Родился в небогатой провинциальной семье. Отец, Патриций, был язычником и принял крещение лишь перед смертью, мать, почитаемая католической церковью святая Моника, – глубоко религиозная христианка. Августин учился риторике в Тагасте, Мадавре и с 370 года в Карфагене, где стал профессиональным ритором (с 374г.). Чтение Цицерона побудило его обратиться к философии. Затем он переживает десятилетнее увлечение манихейством, которое привлекло его утверждением возможности рационального богопознания и дуалистической концепцией извечного противостояния Бога и материи как злого начала (метафизический и этический дуализм будет определять мысль Августина ещё много лет после того, как он порвёт с манихеями).
С 383г. в Риме, а с 384 года магистр риторики при императорском дворе в Медиолане (Милане). Разочаровавшись в манихействе, он некоторое время разделяет скептическую философию представителей Новой Академии (Академии Афинской), слушает проповеди Амвросия Медиоланского и одновременно открывает для себя сочинения неоплатоников, прежде всего Плотина и Порфирия (в латинском переводе Мария Викторина). Философ-платоник и христианский пресвитер Симплициан разъясняет Августину Аврелию внутреннее родство учения о Логосе из Евангелия от Иоанна с учением Плотина об Уме, христианского догмата о Троице и триадологии Порфирия. Он же обращает внимание Августина Аврелия па послания апостола Павла, в особенности на его учение о благодати. В эти годы завершается становление Августина Аврелия как христианина и мыслителя. В 387 году он принимает крещение и публикует первые из известных нам сочинений.
В 388г. Августин Аврелий возвращается в Тагасту, живёт с несколькими друзьями в монашеском уединении. В 391г. по настоянию епископа Валерия рукоположен в пресвитеры; а в 396 году стал епископом в городе Гиппон Регий (современная Аннаба, в Алжире). В его творчестве происходит постепенная эволюция от Плотина к апостолу Павлу, от оптимистического утверждения естественной божественности разумной человеческой души к признанию определяющей роли благодати Божьей в спасении падшего человека. В этот период интенсивная практическая деятельность Августина Аврелия по устройству церковной жизни в его епархии, организации монашеских общин и т.п. сочетается с вынужденной полемикой против учений, грозивших расколом его пастве.
Первые 10 лет священства Августин Аврелий активно выступает против манихеев, в 400 году – против донатистов. В 411 году Августин Аврелий председательствует на церковном соборе в Карфагене, где его стараниями донатизм был осуждён как ересь.
|